В рамках проведения Года культуры в Беларуси, специально для журнала «Метаморфозы», член Союза журналистов России Николай Тимохин решил побеседовать о музыке с очень интересным человеком. Им оказался - Лауреат премии Ленинского комсомола Белоруссии, российско-белорусский певец, с 1993 года вокалист ансамбля «Песняры», с 1998 года - солист, музыкант ансамбля «Белорусские песняры», выпустивший пять сольных альбомов и автор песен, которые взяли в свой репертуар Владимир Пресняков, Наталья Подольская, Кристина Орбакайте, Надежда Бабкина, ансамбль «Сябры», Антон Макарский, ансамбль «Самоцветы», поэт и композитор - Олег Аверин.
Олег, в 1993 году Вы были приглашены В. Мулявиным в ансамбль «Песняры». Расскажите, как это произошло?
Так сложилась жизнь. У меня, у Мулявина, у "Песняров"... Мы познакомились в 1992-м... Так сложилось. Много репетировали, много работали на студии, записывали новые песни, вспоминали старые... Сложные, но интересные годы... Как я был приглашен? Приглашение от Мулявина я не ждал. Он сначала попросил написать меня новую песню для "Песняров". Я передал кассету с демо, и это было началом нашего знакомства. И стало причиной неожиданного приглашения петь эту песню самому в "Песнярах". Прошло много лет, в прошлом году в Минске у нас был сольный концерт, - эта песня была в программе. Она называется "Ночка цёмная". Вот и вся история, если коротко. А если рассказывать подробнее - книга будет...
Так может, пора уже написать книгу?
Вся правда обо всём никому не нужна. Уже даже мне. А лакированные фрагменты припудренных воспоминаний и без меня написаны в избытке. Я такую книгу писать не хочу. Пускай лучше люди слушают наши песни.
С 1998 года Вы - солист и музыкант ансамбля «Белорусские песняры». Скажите, Вы стараетесь поддерживать какие-то традиции прежнего коллектива? Или Ваша задача внести в песенное творчество «Белорусских песняров» некую свежую струю?
Все солисты "Белорусских песняров" - это и есть "прежний коллектив" Мулявина, одной из традиций которого было постоянно вносить "свежую струю" в творчество. Но зачем говорить о музыке? Лучше слушать. Можно придумать разные варианты ответов на этот вопрос. Но лучше приходите на наш концерт! Там вы услышите все ответы. Мы никогда в ансамбле не говорим о традициях, потому что они внутри нас. Мы про наши песни думаем одинаково. Секреты этого своеобразного единства знал руководитель, который нас собрал вместе, и аплодисменты звучат на концертах, в первую очередь, ему.
В 1987 году Вы стали Лауреатом премии Ленинского комсомола Белоруссии. Это одна из тех наград далекого прошлого, которая присуждается за особые заслуги. Как Вам удалось её заслужить?
У меня всю жизнь были только одни заслуги - музыкальные. Если нравились мои песни - меня награждали. Музыкантов всегда уважали, и при коммунистах, и при капиталистах. А в 1987-м году наградили комсомольцы. За антивоенную программу песен "Рок против ракет", исполненную нашей рок группой "Золотая середина" на фестивале в Новополоцке. Конечно, до потолка от радости я не прыгал. Тем более, что заставили сразу подписать документ о передачи денежной премии в "Фонд мира". Был такой фонд. Присуждение этой премии было неожиданным, потому что песни писались не для этого, песни складывались в концертные программы. Живой концерт и горячий прием - вот какая была цель. Кстати, мы тогда заняли на рок фестивале первое место в Беларуси, это стало своеобразным итогом рок группы, для которой я написал около сорока песен. После распада группы я много песен предлагал разным исполнителям, с моими песнями в 1991 году участник от Беларуси выступал в Сопоте и получил третье место. Но за это меня не награждали. А я и не обижался. Песни звучали на радио и телевидении, их пел и сам, и заслуженные артисты - Афанасьева, Скориков, Хлестовы, группа "На-На"... О звании Лауреата премии Ленинского комсомола я и не говорил никому. А сейчас вспоминаю с улыбкой...
Олег, в репертуар «Белорусских Песняров» вошло около 30 песен Ваших песен. Как Вы создаете свои песни? Какие темы для Вас являются ключевыми?
О, если бы я знал, как создаются песни, я бы их "создавал" по десять в день. Но я не знаю. И Вы этого не знаете. А если кто-то Вам скажет, что знает - он обманщик. У меня нет ключевых тем, я крайне редко пишу на готовые стихи и на заданную тему. Но иногда только посмотришь на стихотворение - а мелодия уже звучит. И не важно, на какую тему. Бывали такие случаи. А так, в основном, песни ансамбля о любви, конечно. Разнообразие тем - в моих сольных альбомах, одному проще вести со слушателем откровенный разговор на разные темы. Например, о смысле жизни, о вечных ценностях...
Олег, кроме всех Ваших заслуг, Вы еще являетесь и детским писателем, написав сборник стихов для детей «Что происходит?», книгу сказок «Однажды, в одном королевстве» и сборник сказок «Добрые сказки перед сном». Что Вас подтолкнуло писать для детей? И что Вы ощущаете, когда пишете для самых маленьких читателей?
Любовь к маленькому сыну рождала желание придумать и рассказать ему сказку, написать стихотворение для детского утренника... Так это само собой и начиналось. Я не планировал выпускать книжки. Я просто придумывал сказки от души с улыбкой на лице... Уже позже, озвученные мной сказки звучали на радио в Беларуси и в России, поэтому бывает, что, после нашего сольного концерта, в любом городе, ко мне иногда подходят взять автограф с книжкой в руках. А однажды мне пришло благодарное письмо из ... женской консультации. Они мои сказки давали слушать беременным мамам. В качестве психологической терапии... Благодаря этим сказкам, у меня появился универсальный подарок моим друзьям, когда у них рождаются дети и внуки.
В вашей творческой биографии много ярких моментов. А что из них, может быть, стало для Вас самым важным или переломным?
Когда я учился в третьем классе, мы с сестрой пели на сцене песню из кинофильма «Тени исчезают в полдень», я аккомпанировал и подпевал ей. А после концерта неожиданно подошел преподаватель из минской консерватории и сказал, что у них создается класс при консерватории. И он меня выбрал для обучения. «Хочешь быть классическим композитором? Оперы писать? Поехали в Минск.» Вот этот момент в моей жизни не стал переломным. Потому что я отказался. Хотя, сначала молча стоял, думал пару минут. Но когда преподаватель добрым и мягким голосом добавил, что мне придется срочно подтянуться в технике игры на фортепиано... Вот это он зря. Долбить по клавишам гаммы с утра до вечера? До свидания. А мама тогда сказала мне, чтобы я очень хорошо запомнил этот разговор, потому что больше такого шанса стать настоящим композитором у меня не будет... Этот момент был важным. Если бы уехал - жизнь сложилась бы иначе. Не факт, что лучше, или хуже, просто совсем иначе. А мне моя прожитая жизнь нравится! Хоть и не стал настоящим композитором...
Вам приходится много выступать и гастролировать. Как Вы предпочитаете отдыхать в свободное время и что помогает Вам снимать стресс?
А вот очень хорошо помогает экономический кризис. Приходится мало выступать и редко гастролировать. Свободного времени много, и его можно проводить со своей женой. Я ей сильно задолжал в этом смысле за последние 30 лет. Особенно в первые годы работы в "Песнярах". Примерно три месяца за год муж был дома, а девять - не было его. Это было не просто, но мы никогда не ругались. Знаете, кстати, чем жена лучше любого родственника? Её выбираешь. В этом году исполнилось 30 лет со дня нашей свадьбы!
Примите мои поздравления!
Спасибо большое, Николай, обязательно передам. Так вот, если, вдруг, какой стресс - нам помогает пешеходная прогулка километров на десять-пятнадцать. Это самый простой способ.
Но мы ходим пешком не только для снятия стресса, просто нравится. Хорошо снимает стресс физическая работа. И лучше всего - сделать что-нибудь полезное. Покрасить во дворе что-нибудь, кошку накормить, с соседкой поговорить, в подъезде порядок навести... Сегодня очень много разных способов отдыха, было бы желание!
Как известно, время не стоит на месте и все меняется.. Как Вы относитесь к новым песням? Какая музыка Вам нравится?
Да, время не стоит на месте, да, всё меняется. Если ерунда - никакая новая аранжировка не спасает. Постоянно появляются новые песни, бывают и хорошие. Какой у меня критерий? Универсальный. Не хочется слушать и смотреть - значит, плохо. Какие бы стили и новые формы не изобретались, главное, чтоб, как говорится, с душой. Да это всем известно. Всё, что с душой, всегда находит отклик. Пускай вам как можно чаще везет на такие встречи с прекрасным, и в музыке, и в обычной жизни!
Спасибо Вам, Олег, за интересную беседу. Хочу пожелать Вам всех благ и новых творческих свершений!
Март, 2016